Fragency Blog
У Fragency появился блог! Здесь мы будем публиковать важные новости в сфере SMM и наши успешные кейсы, делиться рабочими процессами, рассказывать о трендах и итогах
27 декабря 2019
Тренды 2020 в SMM для брендов: коммерциализация соцсетей и честная реклама
Брендам стоит сосредоточиться на коммуникации с аудиторией: пользователи избалованы вниманием крупных компаний, которые дают быструю и качественную обратную связь на их отзывы — и поднимают планку для коллег в соцсетях.

Пользователи ждут от компаний прямого общения и не хотят больше сталкиваться с попытками обманом повлиять на их мнение о товаре. Искренность — один из трендов, которые наберут силу в 2020 году. Он позволит блогерам прямо говорить об интеграциях. Брендам не стоит бояться, так как пользователи готовы к честной рекламе. А компаниям в свою очередь нужно быть готовыми давать немедленную реакцию на отзывы аудитории о продукции, так как конкуренты уже это делают. Об этих и других изменениях рассказывает Регина Фасхеева, руководитель SMM-агентства Fragency.

Что актуально сейчас и будет развиваться в 2020
Есть несколько глобальных трендов, о которых знают все, но которые по-прежнему могут повлиять на поведение пользователей в соцсетях в следующем году:

- Экологичность (упор на разумное потребление);

- Естественность (люди стали более искренними, тренд на бодипозитив, принятие себя);

- Инклюзивность (условно — все стало доступно всем, свободная удобная среда);

- Слом гендерных стереотипов, эйджизма;

- Расширение социальных рамок (люди перестали давить друг на друга, начали поддерживать друг друга и затрагивать темы, о которых раньше говорить было не принято. В соцсетях появилось много сообществ, в которых рассказывается, как вести себя с людьми, у которых депрессия, как поступить в случае панической атаки и так далее — например, в виде карточки в Instagram).
Как меняется контент
Социальные сети практически обязывают производить контент в вертикальном формате, наиболее адаптированном для просмотра на мобильных устройствах. Это касается и видео: 70% пользователей не хотят переворачивать телефон для просмотра. Поскольку стандартное видео в приложении занимает одну пятую экрана, большинство просто перелистнут такой контент, даже если он качественно снят — никто не рассмотрит его визуальных достоинств в таком размере.

Для сравнения: квадратный контент занимает половину экрана телефона, вертикальный — три четверти. Вывод напрашивается сам: вертикальный контент стал более актуальным.

Видеоконтент, анимация привлекают больше внимания, чем обычный статичный пост, это не новый тренд, но он продолжится. Поэтому этот вид контента станет еще более популярным, как следствие, растет востребованность видеографов. На этом фоне stories выделились как отдельная площадка для продвижения: пользователи предпочтут посмотреть блок текста, распределенный между несколькими динамичными stories, чем прочитать большой пост, где автор излагает свои мысли.

Основные советы по публикации stories:

­– Публикуйте лучший контент в первой stories, это зацепит пользователя.

– Учитывайте, что у вас есть первые 4 секунды на привлечение внимания (некоторые данные говорят о 3 секундах).

– 70% пользователей смотрят stories без звука, поэтому нужны субтитры.

Напоминайте о себе в stories раз в несколько часов, 4-5 — оптимальное количество за сутки. С обычными постами уловка не работает, подробнее об этом ниже.

Продвижение с помощью инструментов
Социальные сети — это бизнес-площадки, и, как любой бизнес, они хотят зарабатывать. Поэтому преимущество будет у контента, в продвижение которого бренд вложился больше. Вложения нужны не только в качество контента, но и в платные инструменты: работать с блогерами и с таргетированной рекламой, — потому что конкуренты работают.

Будут развиваться продажи на площадках соцсетей: на наших глазах появляются shopping tags, карточки товаров. Скорее всего, скоро к ним добавится возможность примерки с помощью AR — и оплаты — в том же Instagram. Вконтакте можно вызвать такси или переводить друг другу деньги через VK Pay.

Тренд на искренность не приемлет «черные» механики. Использование фейков и ботов со временем либо даст в результате снижение в выдаче, либо экономические санкции. Скорее всего, в следующем году могут быть очень неприятные последствия за использование массфоловингов, масслайкингов, масслукингов и массмэншнов. Использование сторонних сервисов сойдет на нет.

В силу тренда на искренность традиционные обзоры блогеров будут становиться более честными, обоснованными, последовательными. 22% пользователей от 18 до 24 лет принимают решение о покупке благодаря инфлюенсерам. Поэтому выбирайте надежных блогеров, продумывайте форматы сотрудничества с ними. В приоритете будет более честная работа с блогерами, которые будут предупреждать о рекламе, а не пытаться подать информацию нативно.

Тренд, который зародился в 2019 году — предпочтение нано-блогеров — продолжится в 2020. Они менее избалованы и придумывают более интересные форматы для своих подписчиков. Маленькие блогеры вызывают больше доверия, а значит, могут быть более эффективны, чем инфлюенсеры, которые зарабатывают на рекламе. Не говоря о том, что их услуги стоят дешевле, чем блогеров в 10 или 100 раз большей аудиторией, привыкшей к рекламному контенту и потому менее доверяющей ему.

Брендам не нужно стесняться его использовать UGC — контент, который формируют сами пользователи. Их опыт всегда интереснее того, что бренд публикует от своего имени. Учитывая, что с каждым годом растет качество пользовательского контента (телефоны становятся лучше, пользователи хотят создавать контент на уровне блогеров, поэтому стараются), компании могут включать максимум UGC в свои соцсети. Это не новая практика, но она будет набирать обороты: например, профиль компании Apple в Instagram полностью состоит из фотографий пользователей, снятых на iPhone. Подобный опыт есть и среди кейсов Fragency: большинство контента в аккаунте мэрии Казани формировала аудитория. Если у вас есть возможность привлечь пользователей по своему хэштегу, делайте: это будет полезно для узнаваемости вашей компании.

Давно нет правила «популярнее тот, кто недавно выложил пост» — выдачей управляет алгоритмичная лента. Что пользователь видит у себя в социальных сетях, зависит от множества факторов: насколько ему интересен подобный контент у другого пользователя по такому же хэштегу, насколько часто он ставил лайк публикациям этого автора, какие в целом отношения с автором: общаются ли они в директе, в комментарии, пересекаются ли они в соцсетях. По этому принципу выстраивается алгоритмичная лента каждого пользователя, где 100% у того бренда или пользователя, с кем вы чаще взаимодействуете.

По этой причине не стоит выкладывать публикации слишком часто: если вы публикуете три публикации, а не одну, пользователь ставит один лайк. Это значит, что он лайкнул 33% контента. Этот же пользователь мог поставить лайки другому бренду или блогеру, который выложил только один пост за три дня. Это дает ему 100%, и завтра пользователь увидит его в ленте первым.

Взаимодействие с аудиторией
Удаление лайков в Instagram уже опробовано в некоторых странах и обязательно дойдет до России в следующем году. Сами по себе лайки останутся, и владелец аккаунта сможет видеть статистику, алгоритмы будут работать также, единственная разница — другие пользователи не смогут видеть отметки «нравится». Это заставит аудиторию ориентироваться на качество контента, а не на количество подписчиков или другие статистические показатели (как охват или лайки).

К этой мере Instagram прибегает для того, чтобы пользователям, особенно подросткам, стало спокойнее: исчезнет социальное давление, связанное с постоянной оценкой, погоней за лайками. Пользователи будут голосовать сердечком не за уже популярный контент, а за тот, который им действительно нравится.

Своего рода социальными медиа становятся онлайн-игры, и бренд может внедриться на эти площадки. Более 90% пользователей ищут более интерактивные форматы контента, поэтому контент будет подстраиваться под их потребности. Есть перспективы в сотрудничестве со стримерами: у них огромные охваты, и это люди, способные совершать покупки. Все зависит от вашей аудитории: способна ли она интегрироваться в подобные механики.

Пользователи любят и уже привычные опросы, викторины, AR/VR, тесты. Огромные возможности для рекламодателей таятся в подкастах. Кстати, у каждого, кто хотел бы начать свой проект в таком формате, есть шанс занять свою нишу: во всем мире пока очень небольшой процент авторов подкастов. Главное — понять, в чем уникальность вашего подкаста, кто ваша целевая аудитория. Самые популярные в SMM-среде — Gurov Digital от Павла Гурова и «Полусладкий подкаст» Алексея Ткачука.

Чат-боты и голосовые помощники
Будут совершенствоваться чат-боты, они будут становиться более персонализированными, смогут решать больше бизнес-задач брендов. Например, это очень актуально для туризма (поиск туров, авиабилетов), ресторанов (с возможностью доставки), различных служб поддержки, и удобно для клиентов-интровертов, которые не хотят вступать в переговоры с сервисами по телефону. Город Иннополис живет за счет чат-ботов: жители могут решить все проблемы в мессенджерах.

Выиграют компании, которые смогут пересмотреть процессы, вложить дополнительные средства и обеспечить качественную персонализированную поддержку пользователей на площадке соцсетей. То есть те, кто сможет честно и качественно поработать с обратной связью, дать быстрый и дельный ответ на отзыв пользователя. Это особенно касается авиакомпаний, которые сверяют профиль пользователя с билетами и пишут ему «счастливого пути».

Есть устойчивый тренд на переход от письма к речи: растет количество голосовых запросов в Google (20% в этом году и прогноз в 30% для следующего), несмотря на условный этикет общения в мессенджерах, люди все же отправляют голосовые сообщения, так и чат-боты будут совершенствоваться в распознавании речи. Голосовое управление в целом будет популярнее, поэтому бренды могут уже сейчас заняться интеграцией своих компаний с голосовыми помощниками. Об этом же говорил на конференции «Просто Космос» Валентин Васильев, креативный директор компании Out of the Box.

28 декабря 2019
Полезные ресурсы
Как отслеживать новости для ситуативного контента:

Google Trends, показывает последние новости, хэштеги
Twitter Trends
Популярные хэштеги Вконтакте (MDK)
Ваша лента в соцсетях

Что читать, чтобы знать новости сферы:

«Русский маркетинг» — телеграм-канал
DNative — блог о маркетинге от Алексея Ткачука, проектного директора агентства Setters
Sostav.ru — сайт о маркетинге
Cossa.ru — сайт об интернет-маркетинге (SEO, SMM, e-mail-маркетинг и прочее)
Likeni.ru — сайт об SMM
VC.ru — сайт о бизнесе и маркетинге
Можно читать телеграм-каналы об SMM, которые вам нравятся; их легко найти в поиске.